Содержание выпуска № 2, 2023

Главная страница ~ Архив журнала ~ Содержание выпуска № 2, 2023

Скачать № 2 (109) целиком.

Политические теории

С.А.Кучеренко

Понятие власти/могущества и его трансформация в политическом реализме

Ключевые слова: власть, могущество, теория международных отношений, политический реализм, Ганс Моргентау

Статья посвящена анализу трансформации понятия power в политическом реализме. В последние десятилетия в теории международных отношений начал складываться консенсус относительно характера этой трансформации. Согласно все более популярной точке зрения, классические реалисты, прежде всего Ганс Моргентау, трактовали power как властные отношения двух индивидов, обладающие психологическим и нормативным измерениями. Реформа реализма, осуществленная Кеннетом Уолцем и другими структуралистами, лишила power этих аспектов, превратив ее в исчислимое материальное могущество.

Критики структурного реализма представляют подобное переосмысление как обеднение и выхолащивание понятия, чреватое опасными последствиями для международно-политической науки. Структурный реализм в их глазах есть не более чем замаскированная идеология силовой политики, которую можно и нужно преодолеть путем возвращения к истокам реалистской традиции и использования классических понятий, предположительно более богатых и глубоких.

Проведенное автором исследование показывает, что трансформация понятия power была обусловлена не столько идеологическими, сколько объективными причинами — в эпоху количественных методов попытки определять power как нечто неисчислимое воспринимались как отказ от «научности». При этом в самом классическом реализме уже содержались предпосылки подобного взгляда на power, которая во многом трактовалась как могущество. На общем фоне несколько выделяется подход Моргентау к определению этого понятия, но не принципиально. Вместе с тем понятие power у Моргентау в исходной его формулировке плохо применимо в качестве аналитического инструмента, выявляя ряд противоречий и сложностей, связанных с онтологическим измерением проекта политического реализма.

DOI: 10.30570/2078-5089-2023-109-2-6-18

Страницы: 6-18


И.В.Казаков

Политические факты и производство смыслов в дискурсе

Ключевые слова: факт, семиотика, знак, интерпретант, интерсубъективность, речевой акт

В статье предложена концептуализация политического факта как семиотического знака, базирующаяся на моделях Пирса, переосмысленных рядом современных исследователей и наполненных дискурсивным содержанием. Факты определяются как обладающие иллокутивной силой высказывания, репрезентирующие некоторое положение вещей для ума, который интерпретирует эту репрезентацию в качестве достоверной. Политические факты отличаются от прочих тем, что процесс их интерпретации мотивирован политически, то есть прагматически и нормативно. Факт также рассматривается как частный случай речевого акта: вслед за Джоном Сёрлем автор считает, что подобного рода акты всегда иллокутивны, хотя между структурой высказывания и предполагаемым действием не всегда имеется прямая связь.

На основе такого понимания фактов и пирсовской классификации интерпретантов выстроена семиотическая типология фактов. Выделены восемь типов фактов в зависимости от позиции интерпретанта по отношению к знаку. Все типы фактов располагаются в умозрительной трехмерной модели, которая в статье представлена в виде трех таблиц. Раскрываются возможные предпосылки, определяющие выбор субъектом того или иного варианта интерпретации фактов. Установлена связь отдельных типов интерпретантов с вариантами поведения субъектов, а также с концепцией интерсубъективности.

По оценке автора, подобная концептуализация способна работать как посредническая модель, соединяющая различные научные традиции с помощью единого аппарата, позволяющего преодолеть расхождения между отдельными подходами через обращение к более общим характеристикам предмета. Построенная типология фактов имеет и практическое значение, особенно при изучении политического дискурса, когда центральным является спор о фактах. Она дает исследователю возможность не только сосредоточиться на определенных категориях фактов, но и, встречаясь с любыми фактами, эффективно их категоризировать, определяя их ключевые характеристики.

DOI: 10.30570/2078-5089-2023-109-2-19-36

Страницы: 19-36

Парадигмы общественного развития

М.Э.Никитин

Военный опыт государственных лидеров и конфликтный потенциал авторитарных режимов (На примере Африки)

Ключевые слова: государственные лидеры, военный опыт, вооруженные конфликты, авторитарные режимы, Африка

В последнее десятилетие в международно-политической науке наметилась тенденция к возвращению человека в фокус исследования. Все большее число исследователей признает: чтобы понять поведение государства, необходимо учитывать установки и поведение государственных лидеров. Предполагается, что такой угол зрения поможет опровергнуть шаблонное представление, согласно которому конфликтные ситуации возникают исключительно под влиянием экзогенных факторов, и если какое-то событие произошло, то лишь потому, что оно было детерминировано внешней средой.

В статье предпринята попытка проанализировать влияние военного опыта государственных лидеров на участие возглавляемых ими стран в вооруженных конфликтах на примере авторитарных режимов в Африке. Используя метод регрессионного анализа, автор прослеживает, каким образом прошлый военный опыт отражается на склонности государственного лидера к конфликтным действиям во внешнеполитической сфере. В центре его внимания три типа такого опыта: (1) служба в армии без участия в боевых действиях (преимущественно штабная); (2) личное участие в боевых действиях; (3) участие в повстанческих вооруженных формированиях.

Проведенное исследование доказывает, что военный опыт оказывает серьезное и устойчивое влияние на последующее поведение лидеров. При наличии у лидера штабного прошлого статистическая вероятность инициирования им вооруженного конфликта в 2,7 раза выше, чем при отсутствии такового. Увеличивает вероятность инициирования военных действий и участие в повстанческих группировках. В свою очередь боевой опыт имеет противоположный эффект: вероятность того, что лидеры с боевым опытом будут инициировать военные конфликты, в два раза ниже, чем в случае лидеров, не бывавших на поле боя.

DOI: 10.30570/2078-5089-2023-109-2-37-54

Страницы: 37-54


Д.О.Тимошкин, Ф.А.Сметанин, Ю.О.Корешкова, Н.Н.Зборовицкая, А.А.Волошин, Д.Е.Брязгина

Поисковые системы как механизм производства границ «воображаемых сообществ» (На примере образа внутреннего мигранта в сибирских региональных цифровых медиа)

Ключевые слова: внутренняя миграция, повестка дня, границы, воображаемые сообщества, поисковые системы, политический актор

В статье исследуется процесс производства границ «воображаемых сообществ» поисковыми системами на примере создаваемого ими образа внутренних мигрантов, прибывающих в Томск, Красноярск и Иркутск. Комбинируя количественный и качественный контент-анализ, авторы проанализировали образ, формируемый текстами, составляющими первые страницы поисковой выдачи Google, Яндекс, Bing, DuckDuckGo и Mail.ru. Установлено, что в большинстве текстов внутренний мигрант представлен как малообеспеченный низкоквалифицированный мужчина, постоянно оказывающийся в экстремальных ситуациях, чаще — преступлениях, жертвой или виновником которых он становится. При этом в зависимости от этнохоронима и названия принимающего города в запросе некоторые существенные детали образа могут различаться.

Согласно гипотезе авторов, тот факт, что все рассмотренные поисковые системы корректируют образ мигранта в зависимости от принимающего города, говорит о наличии региональной специфики в формировании повестки дня. В свою очередь сходство социальных действий, пространств и фигур, составляющих образ внутреннего мигранта в поисковой выдаче, с аналогичными компонентами образа мигранта трансграничного указывает на то, что пересечение региональных границ является достаточным основанием для выделения совершившего его человека в отдельную, стигматизируемую категорию. Поисковые системы фрагментируют «воображаемое сообщество» в повестке дня, выдвигая в топ выдачи тексты, в которых региональные группы изображаются опасными друг для друга чужаками. Это позволяет предположить, что алгоритмы конструируют/воспроизводят представления местных сообществ о самих себе, плохо вписывающиеся в политический миф о единой российской общности, определяемой национальными границами. Если это предположение верно, то поисковые системы выступают в качестве актора (или его репрезентанта), оспаривающего национальную мифологию.

DOI: 10.30570/2078-5089-2023-109-2-55-76

Страницы: 55-76

Российская полития

Ю.Г.Коргунюк, К.Росс

Политические предпочтения молодых избирателей в современной России

Ключевые слова: молодежь, политические предпочтения, постсоветская Россия, выборы в Государственную Думу, выборы в региональные собрания

Статья посвящена политическим предпочтениям молодых избирателей на выборах в современной России. В развитие своего предыдущего исследования, где рассматривалась связь между уровнем модернизации и политическим плюрализмом в российских регионах, авторы предприняли попытку с помощью корреляционного и регрессионного анализа оценить роль возрастного фактора в поведении избирателей, использовав в качестве контрольных переменных протестированные ими ранее факторы модернизации.

Проведенное исследование показало, что представление о том, будто молодые избиратели более склонны поддерживать либеральные и демократические партии, чем старшие поколения, не вполне справедливо. Избиратели в возрасте от 18 до 24 лет действительно демонстрируют повышенную предрасположенность к голосованию за оппозиционные партии, но не обязательно либеральные и демократические. На думских выборах 2016 г. от их поддержки больше всего выиграли карикатурные неосталинисты из «Коммунистов России», на выборах в региональные собрания в 2016—2021 гг. — праворадикальные империалисты из ЛДПР. На думских же выборах 2021 г. наибольшую поддержку самой молодой возрастной когорты получили, с одной стороны, «системные оппозиционеры» в лице КПРФ и ЛДПР, с другой, дебютант избирательной кампании — партия «Новые люди», придерживающаяся либеральных взглядов в экономической сфере, но вполне лояльная существующему режиму.

DOI: 10.30570/2078-5089-2023-109-2-77-112

Страницы: 77-112


М.С.Сухова

Субнациональная государственная состоятельность и провластное голосование в России

Ключевые слова: государственная состоятельность, экономическое голосование, выборы, региональная политика, электоральное поведение, авторитарный режим

В статье рассматривается, как уровень субнациональной административной государственной состоятельности, измеряемый через успешность выполнения майских указов президента РФ 2012 г. в регионах, влияет на электоральную поддержку власти. Исследование сфокусировано на показателях, отражающих динамику оплаты труда «бюджетников» (врачей, педагогов и др.), считающихся одной из опорных для власти электоральных групп.

Полученные автором результаты демонстрируют, что в регионах с более высокими зарплатами работники бюджетной сферы, как правило, активнее голосуют за власть. По заключению автора, это не только указывает на положительное влияние субнациональной административной государственной состоятельности на лояльность граждан, но и подтверждает эффективность стратегии распределения материальных благ для поддержания и укрепления стабильности авторитарных режимов. Вместе с тем исследование показывает, что манипуляции с заработной платой как инструмент повышения лояльности работают не во всех случаях, даже когда речь идет о «бюджетниках». То же самое касается и таких показателей социально-экономического развития, как уровень урбанизации и величина ВРП на душу населения, которые отрицательно коррелируют с провластным голосованием. Все это свидетельствует о том, что наряду с экономическими соображениями на электоральное поведение влияют и другие факторы, которые требуют дополнительного изучения.

DOI: 10.30570/2078-5089-2023-109-2-113-129

Страницы: 113-129

Внешнеполитический ракурс

Е.С.Арляпова, Е.Г.Пономарева

Активизация Анкары на Западных Балканах (Подходы, инструменты, составляющие)

Ключевые слова: Западные Балканы, Турция, внешняя политика, неоосманизм, эрдоганизм, социогуманитарное сотрудничество, этнорелигиозный фактор, «мягкая сила»

В последние годы Турция все больше отходит от аффилиации с державами трансатлантического блока и стремится вести собственную игру. Особый интерес Анкары к Западным Балканам (Албания, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Сербия, Черногория и самопровозглашенная Республика Косово) определяется рядом причин. Это историческая, социокультурная, религиозная и географическая близость; отсутствие строгих институциональных ограничений ввиду пробуксовки процесса включения Западных Балкан в ЕС; сложная история отношений с Брюсселем самой Турции, а также политические амбиции и притязания последней на региональное лидерство. Все это повышает шансы Турецкой республики на закрепление на Балканах в качестве серьезного игрока. Формальное нахождение региона вне рамок ЕС расширяет возможности для политического лавирования как для Анкары, так и для западнобалканских столиц.

В статье сфокусировано внимание на четырех аналитических блоках: эволюция внешнеполитической стратегии Турции; ее интеграционные предложения для стран региона как попытка замещения инициатив Брюсселя; этнорелигиозная и миграционная составляющие турецкого влияния; инструменты социокультурного проникновения. Проведенный авторами анализ показывает, что, несмотря на продуманную стратегию, задействованные ресурсы, проявленную политическую волю и настойчивость в среднесрочной перспективе Турция едва ли станет для западнобалканских стран альтернативой ЕС или хотя бы влиятельным экономическим игроком в регионе. Анкаре и дальше придется соотносить свои цели с действиями геополитических грандов. Вместе с тем, поскольку в условиях нарастания международной конфликтности борьба за влияние на юге Европы будет только усиливаться, коридор возможностей для Анкары остается открытым

DOI: 10.30570/2078-5089-2023-109-2-130-150

Страницы: 130-150


В.А.Аватков, Д.Г.Евстафьев

Постсоветская Евразия в зеркале глобальных процессов (Ключевые тенденции развития и дилеммы российской политики)

Ключевые слова: Евразия, постглобальный мир, евразийская интеграция, социокультурная идентичность

Особенностью текущего момента в развитии постсоветской Евразии является все большее ее вовлечение в процессы передела ранее относительно устойчивого поля мировой политики и экономики. В условиях изменения мировой политической среды регион оказался перед лицом ряда новых вызовов. При этом специфика ситуации заключается в том, что в настоящее время он существует в режиме «постэкономики», когда принципиальной становится проблема самоидентификации как с точки зрения формулирования внутренних целей развития, так и с точки зрения определения своего места в мире.

Усиление внешнего давления на постсоветскую Евразию порождает две противоречивые тенденции: к ослаблению внутренних связей, чреватому разрушением ее целостности, и к консолидации пространства в ответ на экспансию извне. Происходящие в регионе трансформации во многом отражают общемировые тренды, в числе которых усиление роли идеологических аспектов, оттесняющих на задний план экономические соображения, глобальный поиск идейно-ценностных ориентиров, повышение значимости этнической и религиозной принадлежности.

Детально проанализировав разворачивающиеся на евразийском пространстве процессы, авторы приходят к выводу, что важнейшим фактором его дальнейшего развития будет противоборство различных цивилизационных идентичностей. По их оценке, в случае постсоветской Евразии речь идет либо о полной утрате субъектности, либо о частичной утрате экономического суверенитета и сбережении субъектности через политическую аффилиацию с Россией. Но реализация второго сценария требует от России не только готовности, но и способности взять на себя функции ядра региона.

DOI: 10.30570/2078-5089-2023-109-2-151-165

Страницы: 151-165

Кафедра

А.Ф.Павловский

В поисках глобальной памяти: куда ведет транснациональный поворот в Memory studies?

Ключевые слова: глобальная память, транснациональная память, транскультурная память, Memory studies, места памяти, Холокост, симультанность

Статья посвящена транснациональному повороту в исследованиях коллективной и культурной памяти в XXI в., отражающему стремление ученых, работающих в русле Memory studies, выйти за пределы «методологического национализма» и исследовать формирование и циркуляцию исторической памяти поверх границ. Опираясь на англоязычную литературу 2000—2020-х годов, автор анализирует нарождающееся поле Transnational Memory studies с точки зрения категориального аппарата, дисциплинарных особенностей и исследовательских подходов.

Зафиксировав, что рассуждения о транскультурном измерении коллективной памяти присутствуют еще в работах классиков Memory studies, автор показывает, что двигателем усилий их современных критиков являются попытки концептуализировать память о Холокосте, Второй мировой войне, колониализме и других событиях «трудного прошлого». Обилие сформулированных за последние годы близкородственных концептов создает видимость конкуренции на этом поле, однако зачастую за этими концептами стоят принципиально разные идеологические и методологические установки, и если некоторые из концептов обладают определенным эмпирическим потенциалом, то другие носят откровенно нормативный характер.

Говоря о сегодняшнем состоянии Transnational Memory studies, автор выделяет шесть основных исследовательских оптик — международную, наднациональную, диаспорическую, медиатизированную, цифровую и, наконец, глобальную, связанную с проблемой синхронии/симультанности памяти. Вместе с тем, по его заключению, избавление от национальной перспективы в понимании транснациональной памяти еще далеко от завершения, и уже сам факт того, что ученые смотрят поверх границ, свидетельствует о наличии таковых.

DOI: 10.30570/2078-5089-2023-109-2-166-194

Страницы: 166-194