Содержание выпуска № 1, 2020

Главная страница ~ Архив журнала ~ Содержание выпуска № 1, 2020

Скачать № 1 (96) целиком.

Парадигмы общественного развития

М.В.Вилисов, К.О.Телин, К.Г.Филимонов

От устойчивости к стабильности: что делает «хорошим» государственное управление

Ключевые слова: государственное управление, государственная система, устойчивость, стабильность

Изучение качества государственной политики и управления, раскрываемого через множество категорий в диапазоне от «эффективности» до «стабильности», по праву считается одной из важнейших задач, стоящих перед социальными науками. Однако, несмотря на растущий объем исследований, посвященных оценке функционирования государственных институтов, этому проблемному полю по-прежнему присущи серьезные содержательные и методологические пробелы.

В статье фиксируется целый ряд трудностей, с которыми сталкиваются исследователи качества государственной политики и эффективности государственных институтов, — от терминологической разноголосицы до зависимости научных построений от актуального социально-политического контекста. На основе анализа этих трудностей авторы приходят к выводу о необходимости реинтерпретации проблемы оценивания государственной политики и работы государственных институтов как проблемы устойчивости и стабильности социально-экономических отношений и политических процессов, протекающих в современных политиях, и, опираясь на такую реинтерпретацию, формулируют положения, задающие рамки концептуальной модели для оценки устойчивости и стабильности государственной политики и управления.

Предлагаемая авторами модель призвана обеспечить учет факторов, как правило игнорируемых другими подходами к оценке «хорошего» управления, и прежде всего динамики социальных настроений. Отправной точкой их построений выступает гипотеза о том, что при анализе политико-управленческой активности в публичном секторе фокус внимания должен быть перенесен с деятельности правительств на государственную систему, определяемую как часть социального порядка, с которой имеют дело агенты политического процесса и которая включает в себя не только государственные институты, нормативные установления и реализуемые правительствами программы, но и устойчивые неформальные практики работы институтов государства, местное самоуправление, а также социетальные правила, регулирующие взаимодействие людей.

DOI: 10.30570/2078-5089-2020-96-1-7-27

Страницы: 7-27


М.В.Харкевич

«Социальная клетка» как условие мира в мировой политике

Ключевые слова: международная безопасность, социальное взаимодействие, государство, международное общество, региональные комплексы безопасности

В статье доказывается, что структурные причины снижения/возрастания вооруженного насилия на социетальном и международном уровнях одни и те же. Как правило, конфликты на этих уровнях рассматриваются исследователями отдельно друг от друга, поэтому общего объяснения изменений их динамики нет. В статье предпринята попытка предложить такое объяснение, базирующееся на двух связанных между собой подходах: международной исторической социологии и английской школе теории международных отношений. Суть объяснения заключается в эффекте «социальной клетки», описанной Майклом Манном. Благодаря механизму социального обучения наличие ограничений, препятствующих выходу из социального взаимодействия, ведет к постепенному снижению насилия и усилению сотрудничества между акторами. На уровне общества функции «клетки» выполняет государство, на уровне государств — глобальная капиталистическая система (в экономической сфере) и международное общество (в политической сфере).

Проанализировав на историческом материале доказательную силу концепции «социальной клетки», автор показывает, что она полностью объясняет динамику гражданских конфликтов: чем государство сильнее, тем ниже вероятность их возникновения. В случае межгосударственных отношений ситуация сложнее, поскольку международное общество существует на двух уровнях — глобальном и региональном. Эффект глобального международного общества сказывается главным образом на отношениях между великими державами. Поведение других государств регулируют «социальные клетки», складывающиеся в рамках отдельных региональных комплексов безопасности. Как следствие, тенденция к снижению числа военных столкновений наиболее выражена именно применительно к великим державам. На региональном уровне она характерна лишь для централизованных комплексов безопасности. В стандартных комплексах безопасности отчетливые тренды в динамике межгосударственных конфликтов отсутствуют.

DOI: 10.30570/2078-5089-2020-96-1-28-49

Страницы: 28-49

Российская полития

И.В.Большаков, В.В.Перевалов

Консолидация или протест? «Умное голосование» на московских выборах

Ключевые слова: выборы, оппозиция, электоральное поведение, тактическое голосование, протестное голосование

Статья посвящена исследованию итогов кампании по выборам в Московскую городскую думу 2019 г. и влияния на них стратегии «умного голосования», предложенной А.Навальным. Констатировав, что высокая оценка этой стратегии, с которой часто связывают относительный успех оппозиции на московских выборах, носит не столько научный, сколько эмоциональный характер, авторы тестируют ее обоснованность с помощью статистического и корреляционного анализа. При этом «умное голосование» трактуется ими как разновидность тактического голосования, имеющего совсем иную природу, нежели голосование протестное.

Измерив путем сопоставления уровня поддержки кандидатов на этих и прошлых выборах в Мосгордуму количественный эффект протестного и тактического голосования, изучив значимые связи между различными показателями и рассмотрев возможное воздействие на исход голосования явки избирателей, уровня конкуренции и электорального потенциала округа, авторы приходят к выводу, что успех оппозиции был обеспечен сочетанием двух факторов: ростом протестных настроений, сократившим электоральную базу выдвиженцев власти, и снижением уровня конкуренции внутри оппозиции, обусловленным как стратегией «умного голосования», так и дисквалификацией кандидатов. Эти факторы обеспечили основной переток голосов от административных кандидатов и слабых оппозиционеров к наиболее сильным оппозиционным кандидатам, тем самым способствовав их победе. «Умное голосование» внесло свой вклад в эту победу, но общий исход выборов не определяло. Его количественный эффект составил 5,6% голосов, тогда как эффект протестного голосования — 9,7%. Более того, сыграв решающую роль в победе ряда кандидатов, оно лишило выигрыша примерно столько же представителей оппозиции, которые не смогли противостоять сразу двум конкурентам.

DOI: 10.30570/2078-5089-2020-96-1-50-73

Страницы: 50-73

Российские регионы

Л.Е.Бляхер, К.В.Григоричев

Внутренняя миграция как политическая проблема, или Как и почему уезжают жители Дальнего Востока России

Ключевые слова: внутренняя миграция, транснационализм, социальные связи, проточное сообщество, политическое пространство, Дальний Восток

В статье описывается и эксплицируется политический смысл социальных практик транстерриториальных сообществ, складывающихся из бывших дальневосточников, переехавших в европейскую часть страны, и жителей Дальнего Востока. Рабочая гипотеза исследования заключается в том, что, мигрируя, выходцы из восточных регионов России не порывают полностью с этими регионами, а живут как бы «поверх границ», поддерживая устойчивые связи с сообществами как в регионах исхода, так и в регионах вселения. Предполагается, что специфика восточных территорий России определяется сочетанием масштабных трансрегиональных и транснациональных миграций с интенсивным внутрирегиональным движением населения. Перманентный характер миграций придает территориальному сообществу качество проточной общности, для которой миграции являются естественной формой существования. Поскольку бóльшая часть населения региона представляет собой относительных новоселов (одно-два поколения), связи с местом исхода — как правило, в западной части страны — сохраняются и поддерживаются. Это создает условия для сравнительно безболезненного перемещения (возвращения) в западном направлении. Сопутствующая «проточному» состоянию двойная идентичность, активные контакты с принимающим и исходным сообществами, использование ресурсов обеих сторон позволяют предложить в качестве аналитической рамки теорию трансмиграции. Эта теория, традиционно применяемая при анализе транснациональных миграционных процессов, может оказаться весьма продуктивной и при изучении внутрироссийской миграции, давая ключ к пониманию причин и механизмов высокой интенсивности ее «западного дрейфа» и открывая возможности для выявления специфики организации сообществ на востоке России, а также репертуара практик, определяющих современный миграционный (и не только миграционный) ландшафт страны.

DOI: 10.30570/2078-5089-2020-96-1-74-97

Страницы: 74-97


Д.О.Тимошкин

«Вас здесь больше не живет»: внутренняя колонизация и городские политические режимы Иркутска и Красноярска в городских медиа

Ключевые слова: образ города, медиа, городские политические режимы, фронтир, Красноярск, Иркутск, дискурс, развитие застроенных территорий

Статья посвящена противостоянию между влиятельными группами, то есть коалициями акторов, обладающих доступом к городским институциональным ресурсам, и жителями локальностей, подпадающих под программы развития застроенных территорий, в медийном пространстве Иркутска и Красноярска. Программы развития застроенных территорий квалифицируются автором как попытки влиятельных групп присвоить обширные городские локальности с целью извлечения прибыли. При этом влиятельные группы конструируют оправдывающий экспансию образ города и отдельных его фрагментов, который оспаривают жители, отстаивающие собственные представления о спорных территориях. Позиции противоборствующих сторон находят отражение в публичных высказываниях, связывающих с локальностью, за обладание которой идет спор, определенные социальные и пространственные смыслы.

В статье анализируется аргументация сторон при определении символического пространства спорных территорий, речевые приемы влиятельных групп, используемые ими для утверждения своего права на город, и их восприятие жителями. Цель статьи заключается в фиксации значений, придаваемых влиятельными группами и жителями оспариваемым территориям, нарративов, оправдывающих действия по проектированию их будущего. Обозначающие спорные территории топонимы трактуются как «пустые знаки», содержание которых задают участники медийной дискуссии, связывая их с теми или иными пространственными, эмоциональными или социальными категориями. Транслируемый влиятельными группами образ спорных территорий Иркутска и Красноярска рассматривается через метафору фронтира: позиция власти сопоставляется с позицией колонизатора, осваивающего территории путем силового перераспределения имеющегося у местного населения ресурса. В легитимационных нарративах власти изъятие этого ресурса оправдывается отсталостью и девиантностью его прежних владельцев, а также императивами «прогресса». Вместе с тем в отдельных случаях экспансия влиятельных групп стимулирует консолидацию жителей, способных в перспективе превратиться в значимого игрока на политической сцене постсоветских городов.

DOI: 10.30570/2078-5089-2020-96-1-98-116

Страницы: 98-116

Внешнеполитический ракурс

Е.Г.Пономарева, Д.Д.Крыканов

Балканское дыхание Пекина (Стратегия и тактика китайского присутствия в странах Западных Балкан)

Ключевые слова: Западные Балканы, Китай, ЕС, «Один пояс — один путь», «чековая дипломатия», инвестиционная политика

Западные Балканы — стратегически важная зона мировой политики. При всей географической, исторической, культурной и экономической неизбежности европейской интеграции окончательный выбор странами региона ЕС как «империи по приглашению» осложнен сохраняющейся неопределенностью общего будущего, а также высокими институциональными и фискальными требованиями Брюсселя. В этих условиях появление нового мощного игрока — Китая — чревато не только экономической, но и политической трансформацией балканского пространства.

Институциональной основой проникновения Китая в большую Европу стал инициированный им в 2012 г. формат «16+1», объединивший под эгидой Пекина группу постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы. Присоединение к этой инициативе в апреле 2019 г. Греции и передача контрольного пакета акций порта Пирей китайской компании COSCO серьезным образом изменили экономический баланс на европейском юге. Эффективность китайского присутствия в регионе опирается на комплекс мер, в ряду которых масштабное кредитование, сопровождаемое ростом долговой зависимости стран-реципиентов; увеличение объема двусторонней торговли; создание особых экономико-технологических зон, валютных свопов, механизмов расчета в местной валюте для трансграничной торговли. Используя слабые институты, отсутствие свободных средств в экономике и низкие регуляторные барьеры, Пекин путем финансирования связывающих регион инфраструктурных проектов создает новую версию Балканской федерации, которая способна обеспечить надежный доступ китайских товаров в Европу и европейских — в Китай. Проведенный авторами анализ показывает: задействуя исключительно экономические рычаги, Китай плавно, но последовательно занимает балканское пространство и тем самым решает стратегические задачи проникновения в страны ЕС.

DOI: 10.30570/2078-5089-2020-96-1-117-137

Страницы: 117-137


А.В.Михалев

Границы, «низкая геополитика» и советское наследие в современной Внутренней Азии

Ключевые слова: границы, геополитика, Внутренняя Азия, дискурс, пан-монголизм, халхацентризм

Статья посвящена описанию и анализу динамики обыденного восприятия границы и трансграничных процессов в восточной части Центральной Азии, по сути представляющей собой монгольский мир, который сложился за много столетий до появления современных государств, но сохраняется по сей день, будучи разделен границами государств, в пространстве которых складываются новые идентичности, свойственные уже эпохе Модерна.

Формулируя исследовательскую задачу, автор исходит из того, что, помимо «высокой» геополитики, базирующейся на представлениях политиче- ских экспертов о пространстве, границах и мировом порядке, есть и геополитика «низкая», включающая в себя образы, формируемые СМИ, культурой и искусством, повседневными практиками людей. Часто существуя за пределами официального дискурса, «низкая геополитика» не только отражается на массовых настроениях, но и в большей или меньшей степени влияет на принятие политических решений, да и на саму реализацию режима границ, становясь основанием для коллективных политических действий.

Проведенное автором исследование позволило зафиксировать серьезные изменения повседневного восприятия границы после отмены визового режима между Монголией и Россией. В обеих странах складывается представление о соседе как о дополнительном ресурсе. Негативные смыслы в социальных сетях и на страницах СМИ все больше оттесняются на периферию. Не исчезая полностью, они перестают предопределять коллективные действия, утрачивают массовость. Взаимная заинтересованность позволяет гасить существующие различия в образе жизни и стереотипах поведения. Формируется особая фронтирная зона, которая сегодня не разделяет, но соединяет русскую и монгольскую цивилизации.

DOI: 10.30570/2078-5089-2020-96-1-138-153

Страницы: 138-153

Политические партии

Р.Ф.Туровский, М.С.Сухова, Е.М.Луизидис

Новые игроки в партийных системах старых демократий: есть ли угроза политической стабильности?

Ключевые слова: выборы, западные демократии, электоральная волатильность, партии, национализация партийных систем

Одним из основных трендов последних десятилетий в западных демократиях стало появление новых политических игроков, артикулирующих меняющиеся запросы общества (популисты, националисты, евроскептики, феминистки, экологические движения и др.). Оформляясь в партии, эти игроки бросают вызов существующей партийной системе, что делает ее более волатильной.

Авторы представленного в статье исследования сосредоточили свое внимание на динамике национализации партийных систем как одной из составляющих волатильности, отражающей территориальную неоднородность электоральной поддержки политических игроков. Анализ последних четырех-шести электоральных циклов в 18 западных демократиях, которые сопоставлялись с взятыми в качестве точки отсчета выборами 1960—1970-х годов, выявил разнонаправленность современных процессов национализации. По заключению авторов, траектории развития этих процессов обусловлены в первую очередь внутристрановым политическим контекстом и индивидуальными особенностями эволюции партийных систем и практически не подчиняются закономерностям, зафиксированным в более ранних исследованиях. Партии, имеющие долгую историю пребывания на политической сцене, не только не утратили поддержку электората, но и в некоторых случаях еще основательнее укрепили свои позиции. Однако именно со старыми партиями связаны и основные вызовы для гомогенности электорального пространства. Наиболее успешные новые партии не уступают по уровню национализации старым, что в целом свидетельствует о высокой степени консолидации электорального пространства западных демократий.

DOI: 10.30570/2078-5089-2020-96-1-154-183

Страницы: 154-183

Размышляя над прочитанным

А.А.Тесля

Детективы, шпионские романы и национальное государство Болтански Л. Тайны и заговоры: По следам расследований / Пер. с фр. А.Захаревич; науч. ред. О.Хархордин. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019

Ключевые слова: детектив, шпионский роман, национальное государство, нация, «уликовая парадигма»

«Тайны и заговоры» — обстоятельное исследование Люка Болтански последнего (на данный момент) периода развития его мысли. Проблематика классических детективных и шпионских романов рассматривается им в перспективе анализа устройства социального знания, и прежде всего знания социологического. Теоретическая проблематика в данном случае обусловлена «уликовой парадигмой» в понимании Карло Гинзбурга и вопросом о том, насколько социологическое знание воспроизводит модели, присущие классическим детективам и шпионским романам или находится с ними в родстве. Вместе с тем социологическое рассмотрение «тайны» и «заговора» в рамках названных жанров представляет и самостоятельный интерес. Согласно Болтански, эти жанры не только возникают в рамках национального государства, но и воспроизводят как необходимую рамку его образ. Если детектив построен на локальном беспокойстве, тайне как обозначении преступления, то есть сведении непрозрачности к преступному в юридическом и в моральном смысле, то шпионский роман, особенно в его зрелых формах, отражает всеобъемлющую тревогу и, в частности, неспособность государства служить своему назначению. В то же время движение шпионского романа как жанра демонстрирует логику «сконструированной реальности», образуя показательную рифму с синхронными социологическими теориями. Отграничивая социологическое познание от моделей воображаемого в уголовном следствии, журналистском расследовании, детективном и шпионском повествованиях, Болтански вместе с тем отмечает сходство социологического воображения и большого социального романа XIX в., предлагая рассматривать последний как модель сохранения критического отношения к познаваемой реальности.

DOI: DOI: 10.30570/2078-5089-2020-96-1-184-191

Страницы: 184-191


А.С.Туманова

«Правила игры» для бюрократической империи: политическая повседневность позднеимперской России в дискурсе политической науки Соловьев К.А. Политическая система Российской империи в 1881—1905 гг.: проблема законотворчества. М.: РОССПЭН, 2018

Ключевые слова: политическая повседневность, законотворческий процесс, политические институты, политическая культура, позднеимперская Россия

Публикуемый материал представляет собой рецензию на монографию К.А.Соловьева «Политическая система Российской империи в 1881—1905 гг.: проблема законотворчества». Будучи посвящена повседневности политического процесса в позднеимперской России, книга, по сути, содержит в себе политический анализ, опрокинутый в прошлое. По мнению А.Тумановой, новаторство Соловьева состоит прежде всего в отходе от устоявшейся трактовки политической истории как изложения развертывающихся в хронологическом порядке событий и в переносе центра внимания с законодательных актов и лиц, игравших главную роль в их подготовке, на институты — не собственно учреждения, но модели их функционирования, формальные и неформальные практики, определявшие сферу их политической активности и механизмы взаимодействия.

Монография Соловьева повествует о силе и слабости самодержавно-бюрократической модели управления. По своей фундаментальности, масштабности поставленных научных проблем, глубине источниковедческого анализа и стилю исторического письма это исследование может считаться образцовым. Вместе с тем оно позволяет выйти на широкий круг актуальных сегодня вопросов: существует ли публичное поле политики при автократическом режиме? что такое законность при абсолютной монархии? как работают механизмы обратной связи между властью и обществом? как действует система сдержек и противовесов в самодержавном государстве? кто, помимо государственных учреждений, участвует в законотворчестве? представляет ли бюрократия государство и насколько она солидарна с государственной властью? в чем причина устойчивости «бюрократической империи» и в чем ее уязвимость?

DOI: 10.30570/2078-5089-2020-96-1-192-201

Страницы: 192-201